За долгое время работы со звуком (около 10 лет), мне удалось для себя (и только для себя!), сформулировать некоторые основные принципы в сведении, мастеринге и аранжировке музыкальных композиций. Это не значит, что Вы, прочитав эту статью, должны побежать в студию и начать делать всё точно так, как я говорю. Напротив. Вы должны сделать всё по-другому, но при этом попытаться достигнуть качественного звука. Креативность и инновации рождаются только так. Старайтесь впитывать то, что Вам говорят и делать по-своему, с оглядкой на результат советчика (если он для Вас авторитет, конечно). Короче говоря, сведение и мастеринг крайне простой, на первый взгляд, процесс, цель которого сделать так, чтобы Ваш или не Ваш микс звучал одинаково хорошо на любой акустике. Это значит, что если я включу этот микс в машине, в наушниках за 500 рублей и наушниках за 100 000 рублей, дома у друга на коробках с динамиком под названием SVEN или в студии на UREI или Westlake Audio за 12 000 000 рублей - он будет одинаково хорошо и приятно звучать. Чтобы это сделать, нужно обладать рядом нехитрых навыков и знаний. Во-первых, сводите с оглядкой на жанр музыки. Если это EDM - то основой всего будет бочка, вокруг неё, её динамики, тембра и тональности (да, у бочки в EDM есть тональность) будет выстроен весь микс. Если джаз - то у Вас основой будет рабочий барабан или вокал, например. Я делаю обычно бочку около -7 или -8 db. Это оставляет хороший запас по динамике в миксе и его можно уже немного «разогнать» с мастер-шины. Если вы леерите бочку из разных звуков, собирайте её на шине, немного эквализируйте, подожмите чуть для более хорошей «склейки» слоёв и достигайте по шине оптимального значения величины громкости. Сначала пользуйтесь ушами и уже потом спектроанализатором. Но из-за того, что большинство из нас сводит непонятно на чём, спектр не будет лишним во многих ситуациях. И да, купите хорошие мониторы и наушники! Колонки Logitech, SVEN, IHOO, XIAOMI и тому подобные не годятся! Не говоря уже за наушники! EarPods отличны в метро и на пробежке, но никак не годятся для сведения музыки.

В проекте микса необходимо часто обращаться к шинам. Расскажу, какие я делаю для себя перманентно. Это мастер-шина, шина ритм-секции, шина бочки (если леерю), шины обработки реверберацией и дилеем (обычно по две).

Сведение микса, как правило, предусматривает следующие действие (в порядке выполнения) - баланс по громкости начиная с основного элемента (например, бочки), панорама и место в миске, частотная коррекция, компрессия, обработка пространственными эффектами и создание пространства. Это основное.

В процессе сведения, звукорежиссёр должен и просто обязан знать все плагины и приборы, уметь раскрывать весь их потенциал и использовать точно к месту. Это значит, что он не будет использовать компрессор и жать дальше ритм-секцию, слыша, что она и так уже пережата в кашу и не будет использовать дилэй на инструменте, который выпадает из моносовместимости, лишь обратив внимание на индикатор в положении -1.  Но это всё приходит с опытом. Поговорим об этом на занятиях и куда более детально.

Резюмируем:

  • Сведение - крайне простой процесс. (Мастеринг куда сложнее)
  • Сведению непросто научиться, нужна ежедневная практика, тренировка слуха и наработка навыков.
  • Сводить микс нужно начиная с основного инструмента или партии (бочки, снейра, вокала), постепенно выстраивая весь микс вокруг него.
  • После окончания сведения микс должен прекрасно звучать как в моно так и в стерео. Также должна чувствоваться ширина и глубина микса.
  • В процессе сведения должен быть достигнут баланс громкости инструментов в оптимальном соотношении по частотному спектру. Все звуки должны быть сбалансированны и являть собой единое целое.
  • Должна быть проведена работа с тембром и сочетаемостью тех или иных звуков.
  • RMS микса не должно превышать -12 db, в крайнем случае - 10 db.
  • Правильному сведению можно научить. Я это попытаюсь сделать в процессе курса «Сведение и аранжировка» в «ШколеЗвука»

 

Алкесандр Гекко